Главная
Общее недоразвитие речи
Коррекция дизартрии
Постановка звуков
Лечение заикания
Обучение чтению
Родителям
Цены
Отзывы
Контакты

ОНР (общее недоразвитие речи)

ОНР (общее недоразвитие речи) - нарушение всех звеньев речевой системы - фонетики, грамматического строя, лексики.

Ребенок затрудняется не только в построении фразы, но и в произношении слов и даже слогов. Главное в данном случае не нарушение звукопроизношения, а невозможность самостоятельного построения речевого высказывания.

Коррекция общего недоразвития речи

Длительность работы зависит главным образом от уровня недоразвития речи (их три), при планировании работы с ребенком также учитывается возраст, психологические особенности.

Первый уровень речевого недоразвития

Характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые" дети). Дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, обрывками лепетных предложений.

Характерно использование однословных предложений. Восприятие слов грубо нарушено: например, дети путают слова "молоток"-"молоко", "копает"-"катает"-"купает".

Логопедическая работа в первую очередь ведется над слуховым восприятием и слоговой структурой. Занятия проводятся не менее двух лет, и то в том случае, если они ежедневные и родители принимают самое активное участие.

Второй уровень речевого недоразвития

Проявляется начатками общеупотребительной речи. Ребенок использует некоторые общеупотребительные слова, наблюдается различение некоторых грамматических форм. Формы числа, рода, падежа употребляются случайно. Ребенок не усваивает законы грамматики. Слова слабо дифференцированы по значению: слово "муха" могут быть названы "муравей", "паук", "жук".

Характерны грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

Союзы и предлоги употребляются редко.

Звукопроизношение чаще всего грубо нарушено: нарушено произношение мягких и твердых согласных, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих. Слоговая структура тоже нарушена весьма значительно: отмечается перестановка слогов, сокращение количества слогов ("ровотник" - "воротник", "тена" - "стена"). Фонематический слух также оказывается плохо развитым: ребенку трудно определить количество звуков в словах, определить положение звука в слове.

Коррекция речи длится не менее 1.5 лет.

Третий уровень недоразвития речи

Дети могут назвать предметы и действия, пользуются фразовой речью, но самостоятельно составить рассказ затрудняются.

Характерна недифференцированность значений слов: словом "озеро" может быть названо болото, река, ручей; замена видовых понятий родовыми: "дерево" - "елочка".

Дети в своей речи мало пользуются наречиями и прилагательными. Характерны ошибки и в словообразовании: "стекловый стакан", "клюконный кисель" и.т.д.

Часто встречаются и грамматические ошибки:

Отмечается нарушение слоговой структуры слов, дефекты звукопроизношения. Фонематический слух развит недостаточно, что затрудняет обучение детей чтению и письму.

Теоретически возможно исправить речь ребенка с третьим уровнем ОНР за 1 год, хотя практически это не частое явление.