Главная
Общее недоразвитие речи
Коррекция дизартрии
Постановка звуков
Лечение заикания
Обучение чтению
Родителям
Цены
Отзывы
Контакты

Как помочь развитию речи ребенка.

Ребенок начинает расти и развиваться буквально с первых часов своего рождения; он постепенно накапливает знания об окружающем мире, у него постепенно накапливаются новые умения и навыки. Также постепенно развивается и его речь. Можно выделить основные этапы развития детской речи:

Если развитие ребенка отстает более чем на полгода, то можно говорить о задержке речевого развития ребенка. До трех лет задержка может быть физиологической и поэтому систематическая логопедическая работа не обязательна. Исключение составляет дизартрия, когда ребенку бывает полезем массаж.

Окончательный речевой диагноз можно поставит только после трех лет. Помощь ребенку нужно оказывать в зависимости от диагноза и под руководством логопеда.

При общении с ребенком (с дефектом речи) родителям полезно иметь в виду следующее:

Речевая работа - часто очень длительный процесс. Закрепление правильных речевых навыков происходит в течение всего дня. Если родители не контролируют речь ребенка, он все больше закрепляет патологические навыки и вся работа логопеда оказывается напрасной.

Этапы развития речи у детей.

Доречевой этап развития речи (от 0 до 1 года)

Новорожденный ребенок ничего не видит и не слышит и, конечно же, не понимает речи, но с самых первых дней ребенок учится понимать окружающий мир.

На первом году жизни должны появиться крик и лепет, что является подготовкой для последующего речевого развития. Вначале происходит повторение одних и тех же звуков спонтанно, например "ба-ба-ба", "ма-ма-ма", "па-па-па". Позже ребенок повторяет те же слоги, уже руководствуясь слухом, а впоследствии он сможет повторить их за взрослым

Отсутствие лепета говорит о проблемах либо со слухом, либо с интеллектом, либо о тяжелом органическом поражении ЦНС.

Если невропатолог выявил у ребенка дизартрию, то полезно провести курс логопедического массажа.

Второй этап развития речи (1 г. 2 мес. - 2 г.)

На данном этапе наблюдается активный рост словарного запаса (приблизительно 300 слов), формируется слоговая структура слов, поэтому допустимо ее искажение, например "говола" вместо "голова", "моко" вместо "молоко" и.т.д.

Если же искажение слоговой структуры не проходит в течение года, необходимо обратиться к логопеду.

Третий этап развития речи(2-4 г.)

Данный этап характеризуется интенсивным развитием фразовой речи. Если раньше ребенок общался с помощью коротких предложений, то теперь появляется желание и возможность установить причинно-следственные и условные связи. Ребенок начинает выстраивать сложные предложения. Мысли и желания переполняют малыша, ему хочется сообщить обо всем окружающим, но речевого опыта еще не хватает.

В данный момент очень важно уметь выслушать ребенка, не торопить его. Недостаток внимания к детской речи может спровоцировать ее ускорение, а это прямой путь к заиканию.

На этом этапе полезно целенаправленное обучение умению рассказывать с помощью картинок и символов.

Четвертый этап развития речи (4-7 лет.)

Этот период можно назвать временем словообразования. Ребенок начинает употреблять уменьшительные формы существительных, названия детенышей животных, различные формы прилагательных и глаголов. Язык усваивается во всем его многообразии. Малыш может не только изложить последовательность действий, но и выразить свое к ним отношение, используя различные формы слов. К шести годам звукопроизношение должно быть полностью сформировано.

В этот период полезно начинать обучению чтению, т.к. у ребенка возникает интерес к звуковому составу слова, расширяются познавательные запросы.

В общем, качество речевого развития тесно связано с состоянием здоровья, физическим и интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому, всесторонне заботясь о ребенке, мы способствуем и развитию речи.