Главная
Общее недоразвитие речи
Коррекция дизартрии
Постановка звуков
Лечение заикания
Обучение чтению
Родителям
Цены
Отзывы
Контакты

Когда и как начинать обучение чтению (из опыта работы).

Чтение - сложный навык, включающий в себя процесс узнавания буквы, т.е. соотнесение ее со звуком, навык слияния звуков в слоги, а слогов - в слова.

Некоторые родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше, рассматривая этот навык как показатель умственного развития, хотя само по себе наличие умения читать почти ничего не говорит о состоянии интеллекта ребенка, т.к. при правильно организованной работе можно научить читать почти любого ребенка. Главным показателем состояния интеллекта является способность ребенка к обучению определенным видам деятельности в зависимости от возраста. В данном случае уместно будет вспомнить изречение: "Всему свое время".

Исходя из опыта работы, хочу отметить, что начинать обучение раньше 4.5-5 лет не целесообразно, а порой даже и вредно. К началу обучения чтению у ребенка должен быть достаточно большой опыт правильной устной речи. Ребенок должен хорошо прочувствовать звуковой строй языка, грамматику, особенности словообразования.

Не рекомендуется начинать обучение чтению до тех пор, пока у ребенка не будет сформировано правильное звукопроизношение. Если чистое произношение не возможно (в случае тяжелой дизартрии), ребенок должен научиться различать звуки. Это умение можно проверить с помощью несложных заданий:

Только убедившись, что ребенок различает звуки, можно начинать учить читать.

Для начала совсем не обязательно заучивать все звуки, а достаточно выучить гласные "А", "О", "У", "Ы" и согласную "М", причем называть букву нужно так, как мы произносим звук ("М", а не "ЭМ"). Если же заранее дать полное название буквы, то нередко ребенок начинает читать таким образом: "АЭМ", вместо положенного "АМ".

Начинаем обучение чтению.

Обратные слоги.

Начинать обучение чтению нужно с обратных слогов, начинаем со слога "АМ". Перед зеркалом ребенок произносит звук "А", обращаем его внимание на то, что рот широко открыт как круг.

Затем берем в работу звук "О". Обучение строится точно также, как и со звуком "А". Процесс чтения связываем с артикуляцией и с рисунками. Потом читаем слоги "УМ" и "ЫМ".

Когда ребенок усвоит на этом материале процесс звукосмешения, можно будет переходить к другим буквам.

Прямые слоги.

Обучение чтению прямых слогов начинаем со слога "МА", опять же связывая чтение с артикуляцией.

Ребенок уже знает, что когда мы произносит звук "М", рот закрыт (как линия).

Затем последовательно читаем слоги: "МО", "МУ", "МЫ", также связывая процесс чтения с артикуляцией и рисунками.

По мере усвоения чтения данных слогов, можно переходить к чтению других. Если у ребенка будет сформирован прочный навык звукослияния, то в дальнейшем процесс чтения не будет вызывать затруднения.

Внимание: данная методика является авторской и защищена законом, любое копирование и публикация данных материалов (их части) возможно только при наличии активной ссылки на источник.